4.7. Объективизм как источник агностицизма и субъективизма

 

Агностицизм утверждает непознаваемость вещей. Действительно, точное, исчерпывающее познание реальности или какой-либо ее части невозможно. И рассматриваемые «рецепты» не могут стопроцентно гарантировать даже всего лишь конечных рамок ожидаемых результатов, так как условия получения как рецептов, так и их применения не могут быть полно и точно проконтролированы. Но все-таки разве некоторая предсказуемость результатов, подтвержденная жизнью, не означает наличия объективного знания предмета, большего, чем полное отсутствие знания? Конечно, формально и это можно утверждать и снова, до бесконечности, в духе Фейерабенда, требовать дополнительных, чисто объективных, «бесспорных» доказательств. Однако это означало бы полное отбрасывание жизненного опыта в вопросах обучения, что может быть оправдано только представлением, что события жизни не имеют никакого отношения к материальной сфере.

Разумеется, в практике мы можем ошибаться, но надо стараться делать поменьше ошибок и желательно - небольших, и как раз присутствие в знании объективного содержания обеспечивает объективные предпосылки возможных успехов на этом пути.

Позиция диалектического материализма в вопросе об отражении и возможности познания, содержащаяся в утверждении об относительной истинности знания: о наличии объективного содержания в этой относительной истине и одновременно о неисчерпывании ею абсолютной истины, о незеркальности отражения, - верно отражает реальное состояние дел и тем самым вооружает методологию действенными средствами. Идеалистические искажения в этом вопросе возникают на почве преувеличения роли одной из сторон процесса познания. Но надо прямо сказать, что хотя результирующие искажения могут касаться разных сторон и выливаться в разные формы, все же чаще - по крайней мере наукообразные - недиалектические идеалистические построения своим основанием, началом рассуждения имеют метафизические объективистские положения в вопросах отражения и познания, как бы очевидные и взаимоприемлемые (из числа «очевидных» стоит кстати упомянуть и не достойное называться даже метафизическим тривиальное смешивание объективности и объективизма). В дальнейшем на различных этапах идеалистами показывается, что программа познания, основанная как на исходном на объективизме, несостоятельна (что действительно всегда можно показать), чем и оправдывается идеалистический итог: или субъективизм, или агностицизм.

Последовательно проводимый объективизм должен быть отвергнут из-за несоответствия реальной практике. Тогда если он полагается присущим материализму, то отвергается материализм, результат - субъективный идеализм. Если он полагается необходимым для познания объективного, то отвергается познаваемость - агностицизм. Те же, кто отвергает роль наблюдателя в «оформлении» «законов природы» и в то же время придерживается материализма и считает мир и неисчерпаемым, и познаваемым - не абсолютно, а относительно, - просто непоследовательно проводят объективистскую линию, принципы объективизма, неверно состыковывая различные, взаимоисключающие положения, ввиду чего их теоретическая позиция ущербна и в соответствующих случаях может заводить конкретные исследования в тупик, как это, например, произошло с проблемами обоснования статистической физики.

Как отмечалось выше, Беркли опровергал материализм, приписав ему как естественное и необходимое (и сам он ничего другого при материализме не видел) объективистское представление о вещах, представление об обязательном их отдельном самостоятельном существовании.

Исторически, и это вполне понятно, у нас субъективистские искажения считались более опасными, чем объективистские. Кроме того, критика объективизма была недостаточно широкой и глубокой просто в силу сложности и неразработанности вопроса, так как, по-видимому, для успешного, конструктивного и убедительного его анализа требуется объединение философских и конкретнонаучных исследований, что всегда создает проблемы. Ситуация тем более осложняется, что среди ученых-естественников довольно широко распространены неосознаваемые вульгарно-материалистические деформации - при нередко вполне искреннем мнении, что все это соответствует диалектическому материализму. По всему по этому при обычных декларациях о несостоятельности объективизма отсутствие объективизма зачастую воспринимается как присутствие субъективизма - с итогом: «это противоречит диамату» или, проще (у естественников), материализму.

Таким образом, излишне перестраховываться и корректировать субъективизм объективизмом нельзя, они «оба хуже».



 
2007-2017. © В.Б. Губин - собрание книг автора.
Для связи с администрацией используйте форму обратной связи