4.6. О понятии вещи

«Сущность идеальна, а вещь материальна.» (/69/, стр. 301) Но вещи, о которых мы всегда говорим, выделены деятельностью и без участия идеального, неотрывного от живого, не существуют.

Возразят: ведь были горы на земле и до появления людей! Разница невелика по сравнению с вопросом: есть ли сейчас горы. На самом деле самих по себе специфических образований, четко отграниченных от всего другого и самостоятельно приобщенных к понятию «горы», нет. Мы по изложенному выше механизму констатируем наличие гор. Никакого идеализма в этом нет. Речь не должна идти о первичности и самостоятельном существовании «вещей». Важно лишь, чтобы первичной была материя.

Вообще «вещь» - исключительно неудобное понятие для применения в философии. Не вызывающее недоразумений в обыденном разговоре для обозначения внешних конечных и законченных образований, в философии в таком же качестве оно является пережитком натурализма и метафизики, совпадая по смыслу с частью реальности «в форме объекта». Существует путаница, смешение объекта как самостоятельно выделенной части материи (что несостоятельно) и как названия незеркального отражения некоторого состояния материи сознанием, познанием и т.п., получаемого в результате специфической деятельности. Это смешение - следствие неразвитого понимания процесса формообразования, следствие явного или неявного принятия реальности «в форме объекта». Таких объектов, т.е. «вещей», «приобщенных» к какому-то понятию, самих по себе нет. Но из признания этого не следует отсутствия материального референта и, соответственно, признание этого не означает идеализма.

Некритическое использование термина «вещь» приводит к неприятной путанице, из которой нельзя выбраться без четкого различения объекта и его материального референта.

В обоснование идеализма иногда говорили приблизительно следующее: раз «стол» у нас в мозгу не то, что вне, то стола самого по себе нет, он - наше представление. Стиль возражения на это следующий: надо исходить из материи, а в мозгу у нас ее состояние лишь отражается, хотя и не точно, поэтому стол есть и без нас. Такое возражение не очень трогало идеалистов, потому что оно действительно не особенно убедительно. Оно 1) преуменьшает человеческий фактор в образовании «стола»; 2) подменяет тезис, который в материализме надо отстаивать - материальность, действительность материального источника ощущения и объекта познания - тезисом о действительности «стола», что совершенно не требуется отстаивать, находясь на позициях материализма (не метафизического и не вульгарного). Надо говорить о реальности, самостоятельном существовании (без человека) лишь материального референта, а не самого «стола». «Стола», отграниченного от «другого», без человека действительно нет (хотя там есть нечто, из чего деятельность формирует «стол»). Но отсутствие «стола» без человека - активного фактора в формообразовании - вовсе не означает отсутствия материального референта, а только признание наличия такого референта (плюс материальной структуры человека) единственно необходимо и достаточно для того, чтобы оставаться на материалистической почве. «Существование независимого от отражающих отражаемого (независимость от сознания внешнего мира) есть основная посылка материализма.» (/70/, стр. 124)

Понятие отдельной «вещи в себе» - результат и источник путаницы. Вещи, объекты - это «материя для нас». Материя нам является в виде вещей, объектов, но не обязана сама существовать в их форме.

Отмечая развитие материалистических представлений от метафизических к диалектическим, Ленин говорит: «Мир в себе есть мир, существующий без нас. Это - материализм Фейербаха, как (в то время как. - В.Г.) материализм 17-го века, оспариваемый епископом Беркли, состоял в признании <<объектов самих по себе>>, существующих вне нашего сознания. ¼ Для Фейербаха <<вещь в себе>> есть ¼ существующий вне нас мир¼» (/70/, стр. 118-119). «¼ вещь в себе отличается от вещи для нас, ибо последняя - только часть или одна сторона первой, как сам человек - лишь одна частичка отражаемой в его представлениях природы.» (/70/, стр. 119). Вещь в себе - это вся природа. Предложение И.Дицгена: «Возьмем в качестве <<вещи в себе>> мир», - Ленин считает вполне соответствующим диалектическому материализму (/70/, стр.121).

А вот что говорил Беркли в опровержение материализма (/57/, стр. 191-192). «¼в настоящее время бесконечная делимость материи признается всеми¼ . Из этого следует, что каждая часть материи содержит в себе бесконечное множество частей, не воспринимаемых в ощущениях. Поэтому причина, вследствие которой единичное тело представляется нам в конечном размере или обнаруживает ощущению только конечное число частей, заключается не в том, что оно не содержит их более (так как оно должно само по себе содержать бесконечное число частей), а в том, что ощущения не имеют достаточной остроты для их различения. По мере того как ощущение становится острее, оно постигает большее число частей предмета, т.е. предмет является большим и его форма изменяется, так как части по его краям, которые раньше были невоспринимаемы, теперь оказываются его линиями и углами, весьма отличающимися от тех, которые были восприняты в менее острых ощущениях. И, наконец, тело должно показаться бесконечным после различных изменений в величине и очертаниях, когда ощущение станет бесконечно острым. Во время этих процессов изменение происходит не в теле, а только в ощущении. Следовательно, каждое тело, рассматриваемое само по себе, бесконечно протяженно и, стало быть, не имеет очертания и формы. Из этого следует, что если даже допустить вполне несомненное существование материи, то сами материалисты будут вынуждены на основании своих собственных принципов признать, что ни единичные ощущаемые тела (отдельные объекты, которые могут восприниматься. - В.Г.), ни что-либо подобное им не могут существовать вне духа. Материя, говорю я, и каждая ее часть, согласно их принципам, бесконечны и бесформенны, и лишь действием духа образуется все то разнообразие тел, которое составляет видимый мир, причем каждое из них существует, пока воспринимается.»



 
2007-2017. © В.Б. Губин - собрание книг автора.
Для связи с администрацией используйте форму обратной связи