Не империя, а государство трудящихся!

Напечатано во 2-м номере газеты "Советский Союз", 1995 г. без подписи.

НЕ ИМПЕРИЯ, А ГОСУДАРСТВО ТРУДЯЩИХСЯ !

Последнее время я часто слышал об одном из идеоло­гических лидеров прогрессивной оппозиции Кургиняне. Каково же было мое изумление, когда в 4-м номере "Завтра" я прочитал его программную статью "Если не империя - то ничто!" Вот уж у кого плюрализм - так это у оппозиции! Кого там только не встретишь!

Понять, что предлагает Кургинян, довольно затрудни­тельно. По-видимому, как раз к этому случаю особенно приложимы слова: "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает". Попытаюсь все же прокомментировать некоторые более или менее понятные моменты его статьи.

Во-первых, об империи. Разумеется, Кургинян знает, что и Запад, и наши "демократы", и националисты из советских республик старались дискредитировать СССР путем квалификации его как империи. Такая структура, как империя, во всем мире воспринимается отрицательно: как подавляющая, эксплуататорская и т.п. Во всем мире в качестве такого образца в первую очередь вспоминается старая Британская империя. А у нас - еще и Российская империя - тюрьма народов (но в том числе и русского). Обзывая СССР империей, переносили на него соответствую­щие эмоции и создавали оправдание для его разрушения. Понимая, что эта тактика западных и наших доморощенных "демократов" имела успех, и не понимая, что тут имело место лживое передергивание определений, часть оппозиции пытается поправить дело оправданием нашей страны как хорошей империи и возрождением ее в качестве империи. В действительности же Советский Союз никакой империей никогда не был. И будущее у него возможно только как у государства трудящихся. В ином качестве у него нет будущего. А государство трудящихся не может быть империей. Прогрессивный Сергей Кургинян запутался в двух соснах.

Беда не приходит одна. Запутался он не случайно. Он весьма агрессивно и не очень откровенно отвергает марксистский подход к анализу общественных явлений и истории. Не очень откровенно - потому что называет его, хотя и издевательским, но лишь намеком: "... храни нас Бог в такой момент взывать к «вечно живому учению»". И объясняет, почему: "Существующее не может быть вечным и вечно живым. Это было бы издевкой над мирозданием." Эта пара даже не фокуснических, а просто высокопарных фраз исчерпывает кургиняновское опровержение применимости марксизма на данном этапе истории.

Гражданин Кургинян! Старые теории корректируются или опровергаются только после выработки новых, не менее обоснованных, работоспособных и универсальных теорий, способных объяснить в том числе и причины существования и работоспособности прежних теорий. В Вашем "новом" подходе ничего этого нет и в помине. Что в нем есть с избытком, так это невежество и бесцеремонность. Вы даже не снисходите к нашему дремучему уровню: "Обозначу только главное - и без скидок на непросвещенность."

Отбросив, а вернее, не поняв в свое время марксизм, Кургинян пробавляется окрошкой из "трансцедентного" (почему-то в этом слове, многократно встречающемся в статье, везде пропущено "н" перед "д". Неужели в "Завтра" нет корректоров? - Авт.), "имманентного", "общего Высокого Смысла", "идеи универсума" и т.д. вкупе с субъективистским пониманием истории. Так, по Кургиняну, при капитализме из народов сделали (им "подсунули") нации, исключительно с целью обдурить их. Это новое слово в науке. Второй Дюринг явился!

Большая часть статьи не представляет интереса. Лю­бопытны лишь заявки на достижения "альтернативистской" парадигмы, которой придерживается Кургинян. Вот некото­рые из них.

"Дано ее соотношение с идеей универсума". Тех, кто не знает, в чем заключается идея универсума и есть ли она вообще, просят не беспокоиться.

"Сняты противоречия между материализмом и идеализмом". Следует подать на нобелевскую премию. Повторим и продолжим. "Сняты противоречия между материализмом и идеализмом, нелепые в конце ХХ века, в эпоху не только кварков и квазаров, но и в эпоху геометродинамики, синергетики, космических пульсаций, реликтовых нейтрино, четырех- и пятимерных уравнений, описывающих развертывание космологического процесса". Хотелось бы добавить: и Кургиняна, так как указанные объекты прекрасно воспринимались и без идеализма.

"Десатанизировано левое и красное." Ну, если уж и это он может, то остается только развести руками. И пожать плечами.

"Преодолен пресловутый научный атеизм". Естественно, как и марксизм. Интересно, что Кургинян понимает под научным атеизмом?

Да, дела! И редакцию "Завтра", наверно, надо десатанизировать, дабы неповадно было переводить народную бумагу на подобный претенциозный бред.
 
2007-2017. © В.Б. Губин - собрание книг автора.
Для связи с администрацией используйте форму обратной связи