О связи стилей математического и физического мышления с природой задач математики и физики

 

XI

Привычка математического мышления строить чисто формально-логические системы, пользуясь конечным арсеналом средств и без требования проверять модель на какую-то адекватность и согласованность с посторонними требованиями - ведь формально непротиворечивая система сама по себе правильна, - эта гипертрофированная привычка, некритически примененная к рассуждениям о реальности, обычно приводит к ложным, нереалистическим выводам. При такой методике, во-первых, «логическое» построение начинается с чрезвычайно примитивных и обрывочных постулатов, весьма слабо связанных с положениями и выводами соответствующей науки и даже с обычным здравым смыслом и преувеличивающих значение отдельных частных особенностей и фактов. Во-вторых, раз уж выводы получены логично, то не возникает сомнений в их правильности, а посему ни исходное, ни логика, ни выводы не анализируются на предмет их соответствия реальности, тем более что факты можно подобрать в соответствии с выводами, да и степень соответствия всегда может быть объявлена удовлетворительной. Если же реальность все же пытается сопротивляться - то тем хуже для нее.

Подобной опасности подвергается и физика при вторжении в нее исследователей и рецензентов с гипертро­фированно-математическим инструментарием. Фейнман указывал: «Физик... не должен забывать о значении своих фраз. Это очень важная обязанность, которой склонны пренебрегать люди, пришедшие в физику из математики» [5]. Это так называемые лучшие математики среди физиков. В последние десятилетия подобных специалистов с преимуще­ственно математическим уклоном особенно много оказалось среди экономистов.

Очевидно, правильные методы познания других естественных и общественных наук, имеющих целью со своих сторон и своими средствами наиболее объективно отразить реальность, имеют немало общего с методами познания физики, которые более основательно разработаны и на примере которых можно многому поучиться. Особо хотелось бы отметить, что то же самое относится к журналистам, которые должны бы уметь соразмерять весомость различных фактов, факторов и явлений, но зачастую отнюдь не выказывают такой способности даже, бывает, при субъективной заинтересованности в истине. Много уже говорилось о желательности и необходимости повышать уровень гуманитарных знаний у специалистов естественного и технического профиля, что, конечно, правильно. Однако в совершенно такой же степени необхо­димо говорить и о желательности знакомства гуманитариев с естественнонаучными знаниями, их историей и методологией для лучшего ориентирования в сложной реальности.

Заметим в заключение, что принципиальное отличие задачи математики от задачи физики (и других наук о реальности) отчетливо и существенно разводит математи­ческие и физические критерии и идеалы научности (ср. с [6]) при сближении физических с общими идеалами и критериями научности при изучении реального мира. И это сближение таково, что даже философия подобно бесспорно научной физике оказывается научной в той степени, в какой и поскольку в ней научными методами систематически изучаются вопросы о том, что и в каком смысле существует в мире и как мы это познаем, {а не высказываются, к примеру, пожелания к природе (см. дискуссию о том, наука или не наука философия, в журнале «Философские науки» в 1989 г., начиная с № 6).}

Л И Т Е Р А Т У Р А

[1] Губин В.Б. О «деятельностном» механизме выделения формы объектов. - Деп. ВИНИТИ 3340-В88, 1988 г., 44 с.

[2] Губин В.Б. Физические модели и реальность. Проблема согласования термодинамики и механики. Алматы, 1993.

[3] Губин В.Б. Математика как формализованная имитация этапа структурирования мира в отражении субъекта // Философские науки. 1996. Вып. 1-4. С. 196-206.

[4] Губин В.Б. О роли деятельности в формировании моделей реальности // Вопросы философии. 1997. № 8. С. 166-174.

[5] Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1968. С. 55.

[6] Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1985.



 
2007-2017. © В.Б. Губин - собрание книг автора.
Для связи с администрацией используйте форму обратной связи