Анти-«дао физики» |
Страница 8 из 21 Ниже (с. 106) Капра сообщает, что согласно дзен путями к просветлению могут быть любые занятия, искусства, церемонии. «Все они ... могут использоваться для подготовки слияния индивидуального сознания с высшей реальностью.» И он пишет это всерьез. Но поверить в непосредственное абсолютное действительное видение и «слияние» совершенно невозможно. Человек, поскольку он является живым, ощущающим, неизбежно упрощает воздействия на него, не может чувствовать всей неисчерпаемой реальности ни вширь, ни вглубь. Об этой черте давным-давно писал не упомянутый Капрой в его одностороннем обзоре античной науки Лукреций, отметивший как существенный методологический факт, что мы не чувствуем лапок комара по отдельности. И как ни тренируй мозги и чувства, сделать их бесконечно и исчерпывающе чувствительными невозможно, на что вроде бы претендуют мистики. Чем еще можно проницать? А если не бесконечная чувствительность и точность, то можно начинать ту же критику мистики, что и выдвинутая Капрой против «западного» подхода к науке, только уж, конечно, совершенно уничтожающую, поскольку преимущества западного - приборность, массовость, повторяемость и кумулятивность - в данном случае напрочь отсутствуют, и вообще не остается ничего здравого и рационального (что и есть на самом деле). А если уж вообще без чувств и мыслей, то дальше в бессмысленность ехать некуда. Ввиду заявленного отрицания общения между «просветленными», поскольку истина, по их мнению, не может быть передана, да и не такая уж она, разумеется, простая, никакого накопления знания от просветлений отдельных медитирующих личностей образовываться не может. То есть как в древние времена они начинали познание реальности с нуля, так и сейчас каждый должен приступать к «познанию» самостоятельно, без усвоения накопленного опыта. Можно гарантировать, что обычный, «западный» способ познания реальности по всем статьям превосходит «восточный», и что «восточный», каким его представляет Капра, вполне ненаучен. В «восточных» философиях подмеченные их древними философами диалектические особенности - связь вещей, включенность человека в природу, наличие противоречий, неточность описания реальности словами и теориями - входят в упрощенном, недиалектическом, преувеличенном, абсолютизированном виде. И именно в этой недоработанной форме Капра берет их за методологическую основу. И такой взгляд, наряду с некоторыми правильными моментами критики метафизических подходов, одновременно приводит его и к другим, совершенно ошибочным положениям типа, например, возможности того же мистицизма и познания абсолютной истины как она есть. I. 5. На этом можно было бы остановиться, потому что касательно обоснования «преимуществ» «восточного пути» остальные полтора десятка глав почти только повторяют и иллюстрируют уже сказанное. При этом, как и прежде, Капра проявляет совершенную неосведомленность о диалектическом материализме и его теории познания. Так, он, знакомый с восточной философией, в частности с даосизмом, заявляет: «Западному человеку сложно свыкнуться с мыслью о внутреннем единстве всех противоположностей.» (С. 97) Сложно или не сложно (ведь познание не обязано быть несложным!), но он явно не слышал о Гегеле и о широкой и мощной гегелевской традиции. Как раз с Гегелем сравнивал знаток буддизма академик Щербатской реформатора буддизма Нагарджуну ([12], с. 252). Впрочем, для современных западноевропейцев и американцев это не удивительно. Ведь только у нас и у бывших наших идейных попутчиков борьба и единство противоположностей должны были изучаться в вузах. А у них культивируется позитивизм или вообще что-то общелиберальное. Во всяком случае, Восток не является в диалектике монополистом. Мы даже могли бы их кое-чему поучить (правда, это утверждение несколько риторично, так как о научно разработанной диалектике на нынешнем реальном Востоке, особенно Дальнем, знают гораздо больше, чем Капра и ученые Запада). Например, Капра пишет: «В Китае представление о единстве и взаимосвязи противоположностей лежит в самой основе даосской философии. Так, Чжуан-цзы пишет: ««Это» одновременно есть и «то». «То» одновременно есть «это». ... То обстоятельство, что «это» и «то» перестают быть противоположными, - основное содержание Дао. Это обстоятельство служит центром круговорота бесконечных перемен.»» (С. 97) Во-первых, в Китае уже десятилетия никакая даосская философия не играет роли в науке и производстве. Во-вторых, в цитированном нет диалектической спирали: возвращения на новом уровне, что есть в диалектическом материализме, который ныне преподается в Китае. И по вопросу о выделении и связи вещей, уже использованному Капрой для критики «западного» подхода к познанию и обсуждаемому им позже (особенно в связи с релятивистской квантовой физикой), диалектический материализм может сказать весьма важные вещи, вполне разбивающие доводы Капры против западного аналитического подхода с разделениями, классификациями и соответствующими огрублениями. Кроме того, что диалектический материализм гораздо более развит теоретически, он и вообще реалистичен, поскольку стоит на материалистической позиции и развивался вместе с наукой, потому и несравнено более естествен и приемлем для физиков и вообще нормальных ученых. Итак, с «восточной» философией у Капры мы в основном покончили. В последующих нескольких главах он подробнее излагает особенности конкретных восточных учений, но «кто виноват из них, кто прав, - судить не нам». В дальнейшем существенное у него касается конкретного развития физических теорий. |